Я НИЧЕГО ТАКОГО НЕ ДУМАЛА

6 декабря 2019 Практикум


Клиентка заходит в маникюрный кабинет. Мастер встречает ее. Они здороваются. Садятся к столику. 

На какое-то время устанавливается тишина, изредка нарушаемая словами мастера «опустите руки в воду», «длину оставляем?» и разговором клиентки по мобильному телефону.

Вроде ничего особенного? Но давайте попробуем заглянуть в мысли каждой из участниц этой сценки.

Мастер:

— Новая, еще не была у меня ни разу. Интересно, здесь живет или мимо проезжала. Вроде женщина приятная. 

Только что-то уж очень злобно смотрит на меня. Не устраивает её что-то, что ли? А что не устраивает?! Я уже пять лет руками занимаюсь. Небось, хорошо и не больно делаю. 

Клиентка:

— «Нет, больше мотаться в свой старый салон не смогу, а жаль, там такой мастер у меня был…Но не в соседний дом ведь переехали и даже не в соседний округ. Надо здесь себе и мастера подыскивать. О! Вроде ничего, приятная девушка. 

Надеюсь, тут инструменты нормально стерилизуют. А то так и заразиться чем-то недолго. И чего это мастер вдруг так злобно глянула на меня? 

Ну да ладно, расслаблюсь и буду получать удовольствие… Нет, ну какой Паша негодяй. Ведь вчера обещал позвонить и не позвонил. Я утром сама набрала – трубку не взял. И что это значит, неужели конец отношениям. Не перезванивает. Который час? Ого, уже полвторого. Или, может, я не разглядела. Полпервого? Нет, полвторого, а он не звонит и не звонит. 

Мастер:

— Нет, ну надо же, какое лицо сделала. Ещё и на часы все время поглядывает. Я могу быстрее, конечно. Только устроит ли тебя качество в таком случае? 

Часы, кстати, дорого выглядят, но не факт, что чаевые окажутся такими же внушительными. Да и не факт, что они вообще будут. 

Клиентка: 

— Часы вообще выкинуть надо. Это он мне подарил. Подделка оказалась, я потом такие же в переходе метро за 140 рублей видела. 

Там ещё биогель продавался. Ну, не самой же себе его наносить. Да и сушильной лампы у меня дома нет. Узнаю у мастера поподробнее про это покрытие и в следующий раз сделаю тут.

Мастер:

— Ага, пытается обсудить новинки, о биогелях поговорить. Чего мне с дилетанткой разговаривать, только зря время терять. Она ж обычное покрытие сейчас делает, а не гелевое.

Клиентка: 

— Ой, надо предупредить, что я только овальную форму ношу. Знаю, что мне квадрат лучше, но Паша не переносит квадратные ногти.

Мастер:

— Так, начинает спорить по поводу формы ногтя. Она так и так не знает, что ей надо, а мне заранее известно, КАК на её пальцах овал будет смотреться. Знаю, скажет, что она так привыкла. Все её возражения я пропущу мимо ушей – все равно от них толку никакого, одна нервотрепка. Нервные клетки не восстанавливаются, а у меня таких, как она ещё четверо сегодня. Если придут.

Клиентка:

— Нет, она определенно какая-то злобная тетка. Я ей» спасибо большое», а она даже не улыбнулась. Ладно, все равно чаевые дам. Вдруг мне понравится, как она маникюр сделала, буду ещё сюда приходить. Жалко, только тысяча и 50 рублей. Придется пятьдесят давать. Маловато, конечно, но что делать.

Мастер: 

— Ну, вот, я так и знала, 50 рублей чаевых и даже не попрощалась.  Ну и ладно, все равно я её в первый и в последний раз видела – она явно не из нашего района.

Клиентка:

— А, может, и правильно, что только полтинник дала – вон она не попрощалась даже. И не проводила, спиной повернулась. Ну ее, не приду больше в этот салон!

Результат: у обеих плохое настроение, а мастер потеряла потенциальную клиентку. А из-за чего, в сущности? Что такого произошло на самом деле? Да ничего! Просто вот так мы зачастую домысливаем друг за друга. Готовимся к подвоху. И ничего хорошего из этого не выходит.

Но ведь,  возразите вы, мы не имеем возможности залезть в голову другого человека. И как нам угадать, с чем связана та или иная реакция человекаа? Да, не можем. Но читать мысли и не надо. Чтобы избежать подобных ситуаций, достаточно соблюдать ряд несложных правил.

Первое и главное! Надо понять и принять, что в большинстве своем люди ничего плохого не имеют в виду и против вас не настроены. И лица у них мрачные из-за личных забот и собственных мыслей, а вовсе не из-за ваших слов или действий. И денег они недодали не потому, что захотели обмануть, а просто ошиблись. Не верите? Проверьте на себе. Разве у вас не бывает плохого настроения, никак не связанного с поведением человека рядом? Или вам не случается ошибиться с оплатой? Вот-вот. 

Также необходимо научиться  допускать, что ваше мнение может оказаться неверным. Из чего следует вывод: излучать уверенность полезно, но категоричность – ваш враг. Предварительная установка, то есть внутреннее готовое решение, предшествующее разговору, окончательное мнение, сложившееся уже к началу обсуждения, мешает услышать, воспринять и объективно оценить то, что говорит человек. Из-за установки можно просто не услышать сказанное человеком: все, что не совпадает с заранее выбранным окончательным мнением, сознанием ( или подсознанием) автоматически отсекается. 

А еще нужно всегда быть внутренне готовым к тому, что вы могли неправильно понять человека, равно как и он/она могли неверно понять вас. Значит, надо спокойно к относиться к возможному недопониманию и терпеливо разъяснять свои предложения. Чтобы убедиться, что собеседник вас понял, заставляйте его повторять сообщенную вами информацию. 

Вы прибегли к монологу, чтобы убедительно донести свою мысль? Не забывайте делать почаще паузы, чтобы узнать, понял ли вас человек, не хочет ли что-то уточнить.